Сегодня мы начинаем разговор об эмоциях и чертах характера, которые мешают нам жить счастливо.

Как пишут психологи, мир эмоционально нейтрален, плохим или хорошим его делаем мы. Внешний мир — это отражение того, что творится у нас в душе. А если в душе постоянная тревога? Тогда всё будет казаться опасным. Тревога — одна из самых вредных для организма отрицательных эмоций. Выражается она в тягостном ожидании чего-то плохого для себя или своих близких. Это «чего-то плохое» — неопределенное, размытое. И поэтому совершенно непонятно как предотвратить эту угрозу. Этой неопределенностью тревога отличается от страха. Страх всегда конкретен. Он чётко «привязан» к источнику опасности — например, если в доме начнется пожар, возникнет страх. Но, в общем-то, понятно, что делать — надо действовать — тушить огонь или бежать. А человек в сильной тревоге напоминает автомобиль, в котором одновременно нажаты «газ» и «тормоз» (метафора М.Е. Литвака). Он ходит из угла в угол, мечется по комнате, но действия его пусты и бесполезны — проблема от этой суеты никак не решается. Тревога возникает, когда есть недостаток информации при предположительно плохом результате. Например, ребенок должен придти с прогулки в 20 часов, но его нет, ни в 20.30, ни в 22 часа. Мы не знаем, что с ним (недостаток информации), но предполагаем обычно худшее: похитили, убили, сбила машина. Звоним его другу, а ребёнок у него. И мы успокаиваемся (недостаток информации устранен).

Если человек тревожится слишком часто, то тревога становится частью его характера и называется тревожностью. Наверняка вы встречали тревожно-мнительных людей. Опасности они ждут отовсюду. Как писал древнеримский философ Сенека: «Предвиденье, величайшее из данных человеку благ, оборачивается во зло. Звери бегут только при виде опасностей, а убежав от них, больше не испытывают страха. Нас же мучит и будущее и прошедшее. И никто не бывает несчастен только от нынешних причин». Тревожный характер передается от тревожных родителей детям. Такие родители, неосознанно дают маленьким детям установку: «Лучше ничего не делай, а то, как бы чего не вышло!» (М.Гулдинг, Б.Гулдинг). Стиль такого воспитания: «Не делай этого, а то — упадешь,обожжёшься, простудишься и т.д.». Что бы потом человек не делал, он уже не верит в себя, во всем предчувствует беду. И постоянно спрашивает советы, не доверяя собственному разуму. Есть безотказная фраза, которая учит детей бояться. Это фраза: «Будь осторожен!». Если мама, провожая ребенка на прогулку, как заклинание повторяет фразу: «Будь осторожен!» или «Береги себя!», она нагружает его чувством вины: «Если с тобой что-то случиться, то мама не переживет». Но эта фраза ни о чём конкретном: откуда ему ждать опасности? И что конкретно делать, чтобы себя сберечь? Предостеречь — значит показать, как конкретно обстоят дела, объяснить, что конкретно может произойти, и научить, как избежать этого. Например, показать ребенку, как правильно переходить дорогу, заглянуть вместе с ним в открытый люк канализации, показать нависающие сосульки на крыше дома, научить пользоваться газовой плитой и т.п. Ведь в мире есть не только опасности, но и светлые стороны. Не надевайте на ребенка тёмные очки тревоги! На самом деле никто не считает, что их предостережения повлияют на чьё-либо поведение, их не произносят из-за любви, люди просто пытаются контролировать собственные страхи: «Вдруг с ним что-то случиться, а я не произнёс своего дежурного предупреждения, потом буду себя винить». А зачем говорить прописные истины взрослому человеку? Если он не усвоил их в 7 лет, то в 18 лет он не усвоит их тем более. Просто пожелайте вашим близким удачи.

Можно конечно начать тревожиться о тех, кого сейчас нет рядом с нами. Но может ли наша тревога им в чём-то помочь? Конечно, нет. А вот навредить запросто может. Например, человек задержался в дороге. Звонок тревожного родственника может отвлечь его от управления машиной. Или, представляя, как волнуется дома тревожная мама или жена, он начинает гнать и совершает аварию.

Второй фактор тревожности у детей — непредсказуемость родителей, если они могут в любой момент, без причины, сорвать на ребенке злость. Тогда любое появление родителей в семье, уже их шаги на лестнице (например, пьяного отца), вызывает у ребенка тревогу.

Чем отличается тревожность от предусмотрительности? При предусмотрительности нет тревоги, вы спокойны, действия целенаправленные (например, перед дальней дорогой готовите и осматриваете машину), а при тревожности действия хаотичные.

От тревоги ситуационной никто не застрахован (см. ситуацию с задержавшимся с прогулки ребенком). Но она, как правило, кратковременна. А вот с тревожностью, как чертой характера, надо бороться — ведь она мешает жить. В арсенале психотерапевта для этого есть много эффективных приемов. Например, если в вашей голове «кружатся» тревожные мысли — возьмите чистый лист бумаги и запишите всю эту «умственную жвачку». Пишите, пока тревожные мысли в голове не кончатся. Тревога из души «уйдет» на бумагу — ведь зачем вам снова и снова думать о том, что у вас уже записано? Вы успокоитесь. И на спокойную голову придет какое-то нужное решение. Потом бывает смешно перечитывать о том, что тебя тревожило ещё вчера или месяц назад. Вообще, рассуждать письменно очень полезно. Ежедневно вечером ведите дневник. Пишите туда что хотите. Установлено, многие великие люди делали это. А ещё можно обратиться к специалисту и вместе с ним «подправить» ваш тревожно-мнительный характер. Удачи!



Посмотрите другие записи в рубрике «Публикации»


Комментарии закрыты.